Семейная
Комбат-экспедиция
на Кавказ

...как мы открывали маршрут № 30
Начало июня, и мы отправляемся в поход по одному из самых красивых и старых туристических маршрутов №30 через горы к морю.

Несмотря на то, что в этом году в горах очень много снега, Кавказский национальный биосферный заповедник открыл маршрут специально для Семейной экспедиции Комбат тур раньше на неделю.

Наш путь начинается от КПП Лаго-Наки, впереди больше 50 километров горных троп, четыре перевала, снежные поля и ледяные горные речки, 5 дней без связи и три палаточных лагеря.

У нас большая компания: взрослые и дети 45 человек. Самому младшему участнику 6 лет. Многие в горах впервые.

Начало очень бодрое. Дружно и весело шагаем по альпийским лугам. Перед нами открываются виды, от которых сердце замирает.
Первый переход оказался самым трудным. Некоторые дети капризничают и не знают как себя вести.
Однако ведущий тура Павел Исаев мотивировал всех поощрениями, наклейками, объяснил, чтобы приходить первыми, нужно выходить первыми.
Дети быстро включаются в общую игру и отлично справляются. И бегут вперёд до следующего привала.
Родители помогают своим детям и уже с раннего возраста воспитывают в них лидерские качества.

Это огромное преимущество в жизни. С малых лет обладать таким опытом. Вести за собой людей.
Не силой, а заботой. Управлять не страхом, а любовью.
Как многому мы учимся друг у друга.
Светит солнце, жарко.
В воздухе +27, а под ногами снег!
В футболках мы идём по снежным островкам, играем в снежки и лепим снеговиков. Воду мы набираем из горных ручейков. Настроение бодрое.

На протяжении всего пути команда HEADSTART – Артём и Катя, постоянно находятся рядом с детьми, поддерживают их и мотивируют, чтобы каждых из участников похода смог пройти весь путь!

Ребята загадывали детям интересные загадки, по пути мы играли в игры, которые помогали нам лучше узнать друг друга. Так время пролетало незаметно.
За несколько часов мы дошли до места нашей ночевки.

Место для лагеря располагалось на стоянке «Инструкторская щель» среди бескрайних лугов, усеянных цветами. В окружении ещё заснеженных вершин. В лагере не было ни минутки, чтобы «посчитать птиц» или заскучать. Активная и насыщенная программа, горячий обед, час отдыха, прогулка на смотровую с захватывающим видом, игры и общение.

Вечером у костра взрослые обсуждения тему осознанного родительства.
  • Сергей Семенов
    Участник экспедиции, дедушка Томаса
    Нужно заинтересовать. Дать ребенку планировать путешествие и заниматься подготовкой. Так ему будет интересно, он будет вовлечен. Будет узнавать новое и на месте будет сам гидом. Будет чувствовать свою важность.
  • Максим Батырев
    Эксперт экспедиции, отец Никиты
    Иногда амбиции родителей не соответствуют возможностям и желаниям детей. И я попал в эту же ловушку в первый день похода, когда более крепкие и взрослые дети бежали к месту расположения нашего лагеря впереди взрослых. Мне хотелось, чтобы мой Никита был в первых рядах, тем более Павел Исаев за это обещал вручить специальную наклейку. Мы неслись сломя голову и пришли в первый день первыми. Я, безусловно, этим гордился, но сын сильно устал, хотя и не давал об этом знать.
Второй день нашего похода.
Мы двигаемся большой сплоченной группой, по пути все играют в «киллера» – занятная игра, которую в начале дня запустили ребята из Headstart.

Так играючи, мы преодолели перевал. Было интересно наблюдать за детьми и родителями. Все шли вразнобой, у детей сформировалась своя компания.

А после второго перевала, мы попали под дождь. Это был нелегкий момент для некоторых участников, которых дождь застал на склоне, покрытым снегом.

В этот момент папы и мамы вели и помогали своим чадам.
Дети чувствовали заботу и поддержку.
Но как только дождь закончился, выглянуло солнце. И мы успели высохнуть, пока шли до лагеря.

На этот раз наша стоянка напоминала Доломиты. Отвесные скалы и луга, усеянные растениями эндемиками. Отличное место, чтобы провести здесь целый день.
Вечером нас ждали творческие номера от команд.
Участники при поддержке ведущих: Алексея Кирпанева , Кати и Артема ( Headstart) всего за пару часов составляли достаточно интересные номера, в которых каждый участник мог проявить себя.
В завершении дня, пока дети были увлечены развивающими играми с командой Headstart. Родители собрались у огня и каждый рассказывал о себе в течении 5 минут. Такая самопрезентация, когда, каждый делится самыми яркими моментами жизни, рассказывает о том, какой путь преодолел и чего достиг. Приходит понимание какие крутые люди собираются в Комбат Туры. Возникают инсайты, которыми мы делимся и обсуждаем.
В этом туре, так как он был по-настоящему семейный, мы проводили со взрослыми беседы про «татуировки родителя» и нашу роль в воспитании наших детей. И вот один очень мудрый, и самый старший из нас участник Сергей Семенов, рассказал нам душещипательную историю, что никогда не сравнивал своего сына с другими, а сравнивал только с самим собой.
Самое главное – замечать успехи ребёнка, которые он сегодня совершил, и отмечать динамику, фиксировать его прогресс, как он сегодня-вечерний стал лучше по отношению к себе сегодня-утренним. Ведь, действительно, сегодня утром Никита не был человеком, который может пройти 15 километров по горам, а к вечеру уже стал им. И именно об этом нужно с сыном разговаривать.
И я решил эту татуировку нанести и себе тоже. Каждый вечер хвалил его за его достижения, безотносительно других детей, которые были в походе.
И каждый вечер мой сын засыпал с улыбкой, потому что точно знал, как папа замечает его усилия и достижения. А это давало ему мотивацию что-то делать и на следующий день тоже.

Спасибо, Сергей Семенов!
Максим Батырев
Эксперт Комбат-экспедиции, автор бестселлеров
«45 татуировок...»
У нас дневка – день посвященный активностям и играм.
Все участники были поделены на команды: дети и родители из разных семей в одной команде соревновались в спортивных состязаниях за звание самой спортивной и дружной команды.

Ведущие Павел Исаев и Алексей Кирпанев подготовили для участников множество интересных заданий, который выявляют лучшие качества каждого и показывают уровень сплоченности команды.

Испытания не трудные, но изощрённые: пройти реку вброд, пролезть по веревкам, отжаться и подтянуться, собрать палатку на время или построить максимально высокую пирамиду из речных камней.

Команды идут с небольшим разрывом по времени. Самое главное не победа, а единение, взаимопомощь и организованность всех участников, азарт и экшн.
После игр и обеда, мы устроили турнир по волейболу.
Затем погрелись и отмылись в баньке.
А на ужин был нереально вкусный борщ, который готовили дети под руководством нашего гида Виталия Олеговича.

Вечер. Звезды и песни под гитару.
Удивительно, как за такое короткое время все сплотились. И словно нет ничего кроме «здесь и сейчас» – добрых друзей, этих гор и костра. Без связи, без телефонов мы живем и наслаждаемся происходящим. Мы уже привыкли к нашему новому распорядку дня, к ранним подъемам и физической активности.
Впереди еще один день, «веселый спуск» и 23 км по тропам до места следующей ночевки.

Утром мы собрались все вместе, зарядились, дружно спели песню и подняв дух отправились в путь.
«Веселый спуск» – оказался не таким трудным и все с легкостью справились.
Всем составом мы дошли до финальной точки нашего маршрута КПП « Бабук –Аул», откуда поехали на ГАЗ-66 в цивилизацию.
Далее по асфальтированным широким дорогам мы направились в Сочи, где нас ждал горячий душ, интернет и все блага цивилизации.

Вечером был очень душевный финальный концерт, где все команды показывали новые номера. Награждение всех участников и объявление команды – победителя.
Песни, шутки, этюды с глубоким смыслом – все отражающее наш быт и команду за эту неделю. Честность и искренность исполнения. Видно, что все создавалось с душой.
Потрясающе, ведь на репетиции и подготовки совсем не было времени. Команды обсуждали все по пути, в автобусах, на тропе. А репетировали за час до выступления.
Мы бросили вызов.

Каждый из нас. Отправляясь в горы, каждый шел за чем-то своим.

Нам всем было нелегко, организм адаптировался к новым условиям и испытаниям, к физической нагрузке.
Удивительно было наблюдать за изменениями. Мы прошли 50 километров по лесам и горам, преодолевали перевалы и переходили реку вброд, гуляли по таинственному буковому лесу в тумане, пели под гитару, устраивали спортивные состязания, играли в волейбол. И, наконец, вышли к морю.

Каждый получил свой опыт, вынес определенные уроки и ценности.
Благодаря этому походу мы сдружились и узнали себя и близких лучше.
Это был не просто поход, а настоящая семейная экспедиция с множеством активностей. Где и дети и родители смогли себя проявить.
Хочется поблагодарить каждого, ведь именно благодаря всем нам получилось такое крутое путешествие.

• Александр Чуранов
    Директор Комбат-туров, отец Софии – участницы экспедиции
    Продолжаю учиться быть родителем!
    Семейная экспедиция завершилась! Прошли более 50 км пешком по горам Кавказа по знаменитому маршруту №30. Чем запомнилось? Было реально сложно, а мы шли с детьми. Самому младшему – 6 лет! И не надо теперь говорить, что дети устают... один из дневных переходов у нас был более 20 км. по пересечённой горной местности под дождем и градом, по снегу и грязи. И знаете что сделали дети когда пришли на место стоянки? Они ещё час играли в футбол! Было очень красиво! Мы были первые на этом маршруте т.к. открыли его в день нашего прихода. В горах весна, снега ещё много, поют птицы и расцветают цветы! Природа оживает... Было интересно! Мы делали программу, как для взрослых с Максимом Батыревым, так и для детей с Headstsrt (Катя и Артем).
    Получилось больше чем поход. Как минимум, мы провели это время на 100%, погрузившись в наших детей без гаджетов и мыслях о работе. Мы приобрели новых друзей и наши дети приобрели новых друзей. А что может быть важнее?
    Спасибо всем участникам и нашей доблестной команде Комбат-тур!
  • Максим Батырев
    Эксперт экспедиции, отец Никиты – участника экспедиции
    Я вчера чуть не пустил слезу, настолько трогательным для меня было окончание нашего первого семейного Комбат-тура.
    Когда мы уже погрузили все свои вещи в ГАЗ-66 и выехали из лагеря, мой сын сказал мне: «Папа, я тебя люблю».
    Нет, Вы не подумайте он говорил мне это много раз до вчерашнего дня, но раньше это всегда был ответ на мое: «люблю», а тут он впервые это сделал сам. Это не стоит никаких денег на свете, друзья! Это бесценно.

Семейный #комбаттур – это повод гордиться собой и своим ребёнком.
    И я горжусь.
  • Павел Исаев
    ART-директор Комбат-туров – отец Макара
    Эмоциональная валюта.
    На торжественном закрытии наша команда, а именно эксперты из #HeadStart, собрали обратную связь. Отзывы о туре, в виде записочек, адресовались лично каждому участнику, каждым. В моем конверте оказалось 20 записочек это значит, что половина наших участников написали слова благодарности и искренне вернули мне все потраченные эмоции и силы. Особенно это приятно получать от детей и собственного сына.
    Можно сделать вывод, что эмоции конвертируются и возвращаются. Потратил – получил.
    Спасибо огромное людям с большим сердцем, людям которые могут делиться положительными эмоциями. Спасибо всем участникам семейного тура – этой благодарности хватит на многие месяцы творческой работы.
    Можно вернуть отрицательные эмоции и запустить «снежный ком» цепную реакцию, а можно вернуть потраченные положительные эмоции, в виде искренней благодарности и сделать человека счастливым!
Текст и фото: Анастасия Торшина
Редактор: Юлия Сологубова
Вёрстка: Евгения Новикова

Чтобы окунуться в атмосферу тура, посмотрите видеоролик о том, как это было